вторник, 28 октября 2008 г.

Как экономить на топливе

Как экономить на топливе

Пока цены на топливо не достигли критической отметки, многие предприятия сводили концы с концами или даже получали неплохие прибыли. Охвативший нефтяной рынок кризис урвал большой кусок доходного пирога предприятия, и руководитель неожиданно оказался перед фактом: необходимо срочно повышать доходность бизнеса! Для этого существуют различные бизнес стратегии, схемы и методы развития. Все они должны занимать ум руководителя независимо от того, достигла компания успеха или же едва сводит концы с концами. Все они требуют времени. Мы же поговорим об одном из простых, быстрых, но не всегда очевидных путей — экономии на топливе.

Резко снизить затраты на горючее — такое возможно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, как, когда и сколько дорогостоящей жидкости расходует предприятие. Для этого воспользуемся данными, предоставленными компанией Omnicomm, производящей системы контроля расхода топлива FMS.

Немного статистики

Расход топлива напрямую связан с нормативами, согласно которым оно списывается. Не секрет, что нередки завышенные нормативы, а порой приходится мириться и со значительным их превышением. Почему мириться? Да потому что у руководителя нет возможности отследить реальный расход топлива. Он понимает, что значительная его часть проходит мимо цилиндров двигателя, но не может поймать за руку сливающих горючее водителей.

Проблема усугубляется неведением руководителя относительно реальных объемов потерь от хищений горючего. И он просто закрывает глаза на черную дыру в кармане предприятия, не придавая ей значения. В отдельных случаях предприятие теряет от 20 до 80% (!) средств на закупке топлива. Статистика Omnicomm показывает, что значения в 10–15% характерны для городского транспорта. Для карьерной и спецтехники цифры составляют, как правило, порядка 50–60%. «Да он зарабатывает больше меня!» – воскликнул изумленный руководитель, когда системы FMS показали ему объемы топлива, слитого во время рейса в Польшу водителем дальнобойщиком.

Проблемы и их решения

Используя многолетний опыт компании Omnicomm, производящей высокоточные системы контроля расхода топлива FMS, можно с уверенностью назвать истинную стоимость горючего. Она в полтора два раза дороже цен на автозаправочной станции!

Для того чтобы выяснить, куда уходят деньги, посмотрим на диаграмму топливных расходов предприятия.
Как видим из диаграммы, реальные расходы на ГСМ составляют лишь 53% от общего «пирога» затрат. Но вкусным этот пирог не назовешь, поскольку остальные его сегменты — черви. Не встречая противодействия, они научились паразитировать на средствах предприятия.

Таким образом, первый шаг в борьбе с хищениями топлива — осознание масштаба проблемы и величины потерь предприятия. Мы показали значимость данной проблемы. Следующий шаг — поиск методик борьбы с ней.
На рынке существуют различные типы систем контроля расхода топлива. По какому критерию предприятию следует делать выбор? Дело в том, что любые, даже самые точные данные необходимо преобразовать в ясный и наглядный отчет. Если у вас в парке две машины, вы можете позволить себе уделять внимание отчетам и анализировать данные самостоятельно. Но когда у вас 10, 50, 100 единиц техники? Все сливается перед вашими глазами в неразборчивую картину, которую впору отправлять в какой нибудь НИИ на исследование…

Пример из практики

Приведем пример из практики Omnicomm. ОАО «МИРО» – московская компания, сдающая в аренду спецтехнику, в основном производства Caterpillar. Приняв решение прекратить потери от слива топлива операторами и оздоровить психологию коллектива, руководство «МИРО» обратилось сразу к нескольким поставщикам систем контроля расхода топлива. Были установлены тестовые комплекты оборудования. По словам Вячеслава Трынова, главного инженера предприятия, многие системы просто не справились с фиксацией данных. Те же из них, которые четко запоминали параметры расхода топлива, не обладали программным обеспечением для формирования ясной отчетности. Парадокс: данные есть, и данные точные, а пользы от них — ноль!

В итоге ОАО «МИРО» сделало выбор в пользу систем FMS и датчиков LLS от компании Omnicomm. За годичный период системами мониторинга топлива от Omnicomm было оборудовано 65 единиц техники. Целостная система сбора данных, их анализа и формирования итоговой отчетности позволила изделиям Omnicomm резко снизить расход топлива на технике ОАО «МИРО». На гусеничных экскаваторах экономия составила 15%, на колесных экскаваторах – 35%, а на экскаваторах погрузчиках – 45%. И это при том, что системами FMS пока еще оборудован не весь парк техники предприятия.

Комплексный подход

Итак, система должна быть комплексной. Так, некоторые фирмы закупают высокоточные датчики контроля уровня топлива LLS производства Omnicomm, интегрируют в свои системы и… не получают никакого результата. Почему? Именно потому, что система должна уметь анализировать данные. Самая высокая точность и оперативность в режиме реального времени не стоят и гроша, когда встает вопрос объективного контроля за расходом топлива. Представьте: перед вами электронная карта, усеянная движущимися точками. Каждая из них — единица техники с водителем. Возьмем одну из них. Вот сейчас, к примеру, она должна двигаться в определенном направлении, но машина стоит. что делать руководителю? Срочно выезжать на место преступления и ловить водителя? Звонить ему? Водитель всегда найдет способ объяснить свои действия. И главное, таких водителей не один, а десятки! А многие работают в ночную смену на значительном удалении.

Конкретные меры

Таким образом, главное — объективный отчет, формируемый системой контроля расхода топлива. Только он принесет реальную пользу предприятию.

Выбрав на втором шаге целостную систему мониторинга расхода топлива, мы переходим к шагу третьему, а именно — целостности контролирующих действий на самом предприятии. Должен быть установлен четкий бесперебойный механизм работы с отчетностью систем: кто, как и когда сливает топливо? В каких объемах?
В соответствии с результатами анализа руководству необходимо проводить работу с персоналом. Конкретные методы уже целиком зависят от политики предприятия. Кто то вычитает стоимость похищенного горючего из заработной платы водителей, кто то расстается с нечистыми на руку. Главное — принимать меры. Установка самых точных систем контроля не принесет плодов, если наказание за сливы топлива не станет ощутимым и неотвратимым. Равно как и поощрение за честный профессиональный труд.

Комментариев нет: