вторник, 28 октября 2008 г.

Лизинг: сообразим «на троих»!






Лизинг: сообразим «на троих»!

Самой важной чертой лизинга является наличие в нем трех сторон: лизинговой компании (Лизингодателя), ее клиента (Лизингополучателя) и поставщика техники. Договариваться «на троих» всегда сложнее, и в этом есть свои особенности. О тех преимуществах и недостатках, которые несет с собой тройственная природа лизинга, мы и расскажем в этой статье.

По закону право выбора поставщика принадлежит лизингополучателю. В общих чертах выглядит это следующим образом: лизингополучатель, испытывая потребность в какой-либо технике, обращается в лизинговую компанию с просьбой приобрести для него эту технику у определенного поставщика. При этом с поставщиком согласовываются цена и условия поставки, а с лизинговой компанией – условия лизинга: на какой срок и с каким удорожанием будет передана ему данная техника.

Сразу же при подписании договора поставки лизинговая компания в обязательном порядке уведомляет поставщика о том, что техника приобретается именно для передачи в лизинг. Причем в лизинг не «вообще», а конкретному лизингополучателю по конкретному договору лизинга. Многие лизингодатели специально оформляют трехсторонний договор купли-продажи для того, чтобы в будущем их клиенты могли самостоятельно предъявлять все претензии по техническому состоянию предмета лизинга напрямую поставщику. С юридической точки зрения – все четко. Но на практике бывает множество нюансов, которые влияют на порядок проведения лизинговой сделки.

Предположим, что заключен договор лизинга на определенную машину, например экскаватор-погрузчик. Во исполнение данного договора лизинга заключается соответствующий договор поставки. И в том, и в другом случае существенным условием договора является сам предмет – тот самый экскаватор-погрузчик с его уникальными идентификационными признаками: заводским номером, номером паспорта самоходной машины (ПСМ) и т.д. и т.п. После того, как заключены оба договора, стороны осуществляют платежи: лизингополучатель платит лизинговой компании аванс, а лизинговая компания перечисляет поставщику полную стоимость техники. Как правило, только после оплаты технику можно забрать со стоянки поставщика.

Принимая технику, новый владелец – в данном случае лизингополучатель, - ее, конечно, проверит: все ли узлы и механизмы в порядке, нет ли утечки ГСМ, нет ли подозрительных запахов, звуков и иных сомнений в соответствующем техническом состоянии машины. И если такие сомнения возникнут, то вариантов дальнейшего развития событий всего два: либо поставщик устранит выявленные недочеты, либо предложит взамен данного экскаватора-погрузчика другую машину с теми же самыми техническими характеристиками. С бытовой точки зрения эту замену сделать не сложно. Но в юридическом плане другие идентификационные признаки – заводской номер и ПСМ – приводят к недействительности договора. Фактически это другой предмет лизинга, а значит, заключенный договор лизинга должен быть аннулирован и все документы по сделке нужно оформлять заново.
Если же предмет лизинга остается неизменным и продавец берет на себя обязательства по устранению неполадок, то на первое место выходят сроки, в течение которых он это будет делать. Ведь лизинговая компания, профинансировав сделку, тем самым прокредитовала лизингополучателя, и процентный «счетчик» включился в день оплаты поставщику. Двухмесячная задержка по устранению неполадок поставщиком не дает права лизингополучателю на двухмесячную задержку в уплате лизинговых платежей. Так что уже на этапе получения техники, лизингополучатель может ощутить в полной мере оборотную сторону медали – право выбора поставщика предполагает и определенную ответственность. Если вопреки всем обещаниям, поставщик нарушит сроки, поставит некачественную технику или вовсе не ту марку и модель, которая была оплачена, то предъявлять претензии к лизинговой компании будет бесполезно. Поставщика выбирал лизингополучатель – ему и разбираться с «проблемной» поставкой. Хотя, конечно, если дело дойдет до судебного разбирательства с поставщиком, то лизинговая компания будет выступать с лизингополучателем на «одной стороне баррикад». И в этом смысле лизингополучатель вправе рассчитывать на поддержку. Тем более, что в лизинговых компаниях чаще встречаются опытные штатные юристы, чем в небольших фирмах у лизингополучателей.

Главный закон торговли «клиент всегда прав» – при лизинге иногда не срабатывает. В момент покупки техники, лизингополучатель, по большому счету, платит не свои деньги, а деньги лизинговой компании. Поэтому невнимательность или недостаточный профессионализм при выборе поставщика могут принести лизингодателю гораздо больший урон, нежели лизингополучателю. С другой стороны, приобретая каждый месяц десятки, а иногда и сотни единиц техники, лизинговые компании гораздо лучше многих своих клиентов ориентируются в вопросах наличия техники, ее рыночной стоимости, условиях поставки. Это защищает в том числе и интересы лизингополучателя. В данной ситуации непорядочному продавцу будет труднее «впарить» технику без гарантии или по завышенной цене.

Чтобы снизить свои риски, лизинговые компании предпочитают работать с проверенными поставщиками, официальными дилерами заводов и производителей. Но тут возникает другое противоречие: не секрет, что у официальных дилеров цена может быть дороже, чем у небольшой торговой компании, которая завезла и растаможила небольшую партию техники на свой страх и риск. Но лизингополучатель, желающий приобрести технику по низким ценам у непроверенного поставщика, может получить отказ в финансировании такой сделки. Либо лизинговая компания постарается досконально проверить надежность такого поставщика, прежде чем платить на него деньги.

При проверке могут выясниться любопытные подробности. Например, что данная техника была завезена в страну по цене 100 тыс. руб.. Если она при этом продается за несколько миллионов – то размер налоговых и таможенных нарушений заслуживает самого пристального внимания соответствующих органов. Понятно, что маленькая компания-поставщик, быстро прокрутив противозаконные махинации, испарится без следа через несколько месяцев. А все внимание налоговых проверок попадет на следующий период, когда в течение 2-3 лет лизинговая компания будет «счастливым обладателем» предмета чужих нарушений. При данном раскладе судебные тяжбы с ФНС лизингодателю гарантированы. Последние пару лет в прессе постоянно проскальзывают сообщения о громких разбирательствах между налоговиками и лизингодателями на эту тему. Зная это, лизинговые компании занимают все более жесткую позицию по отношению к неизвестным поставщикам.

Только на первый взгляд эта позиция не учитывает права лизингополучателя. Ведь в ситуации «испарившегося поставщика» лизингополучателю можно забыть о гарантиях на приобретенную технику. А это несет прямой ущерб уже его бизнесу. Если у приобретенной по лизингу техники обнаруживаются какие-то неполадки в процессе эксплуатации, то особую важность приобретают именно трехсторонние взаимоотношения. Здесь закон о лизинге целиком на стороне лизингополучателя. Несмотря на то, что платила за технику лизинговая компания, продавец не имеет права отказать лизингополучателю в гарантийном обслуживании. Если, конечно, договор поставки это предусматривает.

Кстати, в большинстве договоров лизинга присутствует пункт о том, что «лизингополучателю все условия договора купли-продажи (или поставки) хорошо известны». Но далеко не все лизингополучатели действительно внимательно знакомятся с договором поставки своей лизинговой техники. И совершенно напрасно. Как бы ни хотелось побыстрее закончить бюрократические бумажные процедуры, - внимательно прочитать текст договора поставки, который заключает лизинговая компания по покупке для вас техники, - необходимо. Дело в том, что у лизинговых компаний зачастую существуют свои формы договоров, которые могут не учесть каких-то преимуществ по гарантии, предоставляемых данным конкретным поставщиком. Тогда лизингополучатель окажется обделен некоторыми правами по гарантийному обслуживанию из-за невнимательности менеджера лизинговой компании. Если же договор купли-продажи заключается по типовой форме поставщика – то ущемленными могут оказаться уже права клиента как лизингополучателя. Поэтому убедиться в соблюдении всех своих прав – совсем не лишне.
Отдельного внимания заслуживает тема трехстороннего взаимодействия в тех случаях, когда через определенное время вместо первоначального лизингополучателя возникает другой. Это возможно в результате реорганизации компании-лизингополучателя, уступки права по договору лизинга третьей стороне и других ситуациях. В принципе, гражданский кодекс не запрещает такой смены. Но и каких-то четких определений относительно порядка сохранения трехсторонней природы лизинга пока в законодательстве нет. В принципе специалисты считают, что как минимум надо уведомить поставщика о том, что права по гарантии в соответствии с договором лизинга и соответствующим ему договором поставки теперь принадлежат другому лизингополучателю. Однако правоприменительной практики по этому вопросу пока нет, и каким образом будут рассматриваться подобные споры в суде – неизвестно…

Еще одну оговорку нужно сделать в отношении лизинговых компаний, созданных непосредственно при участии заводов-производителей и, соответственно, имеющих к первоначальному поставщику не рыночные, а родственные отношения. Но это – особый сегмент лизингодателей, который заслуживает отдельного рассмотрения в отдельной статье. И это вновь, другая история…

1 комментарий:

Иринка комментирует...

Одним из важных моментов является контроль и проверка предмета лизинга, на этой страничке http://algo.msk.ru/services/1/service_items/27, мы познакомились с очень профессиональной компанией Алгоритм, рекомендую как надежного партнера.